"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

"Информпространство", № 185-2014


Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2014

 


Танхум Авраам Бусин



«Солидный Господь для солидных господ»

Синагога памяти чего?

В СССР, а потом и в России, несмотря на то, что страна понесла тяжелейшие потери во Второй мировой войне, до конца восьмидесятых вообще не существовало центрального мемориала, где можно было бы отдать дань памяти всем погибшим от рук нацистов и их приспешников солдатам и мирным жителям. В самом начале 1990-х, когда формировался мемориальный комплекс на Поклонной горе, поскольку к тому моменту было официально признано, что на фронтах сражались не только коммунисты и атеисты, но также и верующие, стало ясно, что там должны быть места поминовения павших всех основных конфессий, участвовавших в войне. Это было закреплено решением Архитектурного совета еще в октябре 1992 года.

Храм памяти на Поклонной Горе, посвященный шести миллионам евреев, погибшим и замученным во время Второй мировой войны, был построен наряду с мечетью и церковью во второй половине 1990-х годов на территории Мемориального комплекса при одобрении и поддержке федеральных и московских властей. Сама же инициатива этого строительства исходила от тогдашнего президента Российского еврейского конгресса (РЕК) Владимира Гусинского. Распоряжение же о возведении Мемориала Храм памяти на Поклонной Горе было подписано в июле 1996 года мэром Москвы.

8 октября 1996 года на Поклонной горе в Москве прошла церемония закладки первого камня Мемориальной синагоги, на строительство которой Владимир Гусинский выделил один миллион долларов, остальные были собраны членами правления РЕК и еврейскими меценатами, а на закладку первого камня приехал и лично участвовал премьер-министр России Виктор Черномырдин.

Первоначально предполагалось строить два отдельно стоящих здания – синагогу и музей. Но на два здания в итоге не хватило средств. Даже существующие там коммуникации закладывались еще с учетом подключения второго здания. Строительство шло по проекту израильского архитектора Моше Зархи. Осенью 1998 года работы были завершены. 1-2 сентября 1998 года в Москве прошел II съезд РЕК, в рамках которого состоялось торжественное открытие Мемориальной синагоги и музея Холокоста на Поклонной горе.

На открытии синагоги присутствовал президент России Борис Ельцин, раввины, послы, иностранные делегации и т.д. Это был первый случай во всей российской истории, когда на открытие синагоги прибыло первое лицо государства.

Когда здание построили, довольно быстро выяснилось, что у синагоги нет нормальной трапезной, кухни, кладовых. Кроме того, почему-то нет ни раввина, ни общины, ни вообще миньяна. Но, согласно известной пословице, «место пусто не бывает» – и на рубеже 1998 и 1999 годов в молельном зале появились реформисты. Их пускали на пару часов по пятницам, а потом и по субботам. Сразу же (тогда еще беспрепятственно) по несколько человек стали приходить утром на молитву местные ортодоксальные евреи, кто-то из них приводил соседей, формировался миньян. Все это происходило на фоне возникшего некоторого соперничества между Конгрессом еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР) во главе с Адольфом Шаевичем и Пинхасом Гольдшмидтом и Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) во главе с Берлом Лазаром. Тогда возник определенный стереотип, что, если евреи пришли в синагогу на Поклонной Горе, то они либо с «улицы Архипова», либо с «Марьиной Рощи», иные варианты в расчет не брались. Представить себе, что человеку просто-напросто надо прочитать Шма или Амиду и сказать кадиш по отцу в миньяне, а рядом больше синагог нет, руководству РЕК того времени было сложно.

9 мая 1999 года религиозных евреев – жителей Западного округа столицы впервые не пустили в молельный зал, предъявив документ, подписанный вместо главного раввина города П. Гольдшмидта председателем КЕРООР Зиновием Коганом, где было сказано, что в будние дни молитва не проводится. И до 23 июня местные евреи могли молиться только на лавочках вблизи здания на глазах у туристов, которых, как и реформистов, между прочим, в здание пускали. 22 июня же, в День Памяти, на концерте выпускников школы канторов директор здания Александр Корольков попросил у р. П. Гольдшмидта письменного подтверждения запрета проводить молитвы, и, не получив такового, по своей воле открыл молельный зал для верующих. 23 июня 1999 года в синагогу пришли все желающие. И потом так было почти два года – каждый день – до 1 июня 2001 года. Люди сами принесли книги, талесы, тфилины, сложилась община, проводились праздники. В 2000 году около синагоги ставилась сука, и евреи там вместе говорили лехаим. Положение несколько осложняло наличие реформистов, в интересы которых наличие в здании местной ортодоксальной общины как то не входило, при этом они вели себя, как хотели, в частности, 3 марта 2001 года в шабат их собрание проводила женщина, стоявшая на месте кантора.

В начале 2001 года произошло знаковое событие – президент РЕК Владимир Гусинский был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, через 3 дня выпущен из тюрьмы и покинул страну. В те же дни рав Берл Лазар был провозглашен на общероссийском съезде подавляющим большинством имевшихся тогда в стране ортодоксальных общин главным раввином России, Шаевич на съезд не пришел. Соперничество ФЕОР и КЕРООР переросло в довольно-таки зримое противостояние. Тогда новое руководство РЕК по просьбе реформистов 30 мая 2001 года приняло решение о прекращении Б-гослужений в Храме памяти на Поклонной Горе, поскольку он, принадлежа Конгрессу – нерелигиозной организации, не является помещением, специально предназначенным для отправления культа. На самом деле РЕК, который был тесном контакте с КЕРООР, умудрился увидеть в группе местных молящихся на Поклонной Горе евреев направляющую руку из «Марьиной рощи» и «оградил» от них синагогу.

Тогда нам пришлось устроить небольшие временные синагоги в квартирах на первых этажах жилых домов, мы в шутку называем их «подпольными синагогами». Сукку приходилось в разные годы ставить то в хоздворе филевского парка, то во дворе соседнего магазина, то на веранде кафе, а на праздники для молитвы снимаем кафе или столовую. Так постепенно формировались общины, позднее учредившие Московский ортодоксальный еврейский союз (МОЕС). Кстати, при регистрации общин в 2001 году мы нашли в архиве документы, которые свидетельствуют, например, о том, что в 1947 году на территории Кунцево, тогда подмосковного города, в частном доме на Некрасовской улице,17 была синагога. Это дало возможность довольно быстро зарегистрировать Давыдковскую религиозную общину. Через полгода другой группой верующих была оформлена регистрация Филевской общины. После этого можно было официально ставить вопрос о проведении молитв на Поклонной горе. В 2005 году к двум общинам добавилась Кунцевская религиозная община, и в 2006 году эти три общины образовали централизованную организацию – Московский ортодоксальный еврейский союз (МОЕС). Так с 2001 года, меняя места «обитания» и постепенно расширяясь, мы с использованием съемных и выкупленных квартир ведем нормальную религиозную жизнь с миньяном на молитву, с брит-милой, с религиозным просвещением, с помощью престарелым и инвалидам, с похоронами по еврейскому обряду. И, конечно, нехватка места для всего этого все более ощутима.

Тем временем за двенадцать лет, прошедших после нашего ухода, три раза руководство КЕРООР и РЕК пыталось назначить в здание на Поклонной Горе раввина, задача которого была найти помимо существующих общин хоть каких-нибудь евреев, собрать 10 человек и объявить, что синагога работает. В первый раз КЕРООР по поручению РЕК назначил раввином Арье Лейба Когана, которому велели не допускать проведения местными общинами самим молитвы по своему нусаху. Как известно, еврейская община сама определяет нусах молитвы, ставит кантора и чтеца Торы, нанимает раввина. Других же прихожан в Западном округе не нашлось. В результате раввин с рош а шана до пурима сидел один в пустой синагоге, после чего уволился. Примерно через год уже сам РЕК пригласил знающего раввина, имеющего смиху, Александра Фейгина, правда, при том, что в полномочия Благотворительного фонда (нерелигиозной организации) не входит назначение раввина. Требование же о проведении молитвы по определенному нусаху, а значит помимо местных общин, при нем оставалось в силе. За десять месяцев его пребывания в синагоге общественная молитва проводилась считанные разы, хотя миньян на молитву ежедневно спокойно собирался в соседнем доме. Третий раз по инициативе и при поддержке известного бизнесмена и спонсора Тэльмана Исмаилова назначили представителя общины горских евреев Анара Самойлова (Самуилова), известного своими весьма оригинальными представлениями об иудаизме. На сей раз руководство РЕК попросило весьма немалые деньги за аренду помещений и получило их. Также были выделены средства на привлечение молящихся из Хоральной синагоги, в этом случае миньян нанятых молящихся просуществовал целый год (правда, суку около синагоги ставить не стали, им это было и не нужно), пока это не надоело основному спонсору. После прекращения финансирования молящиеся разбежались, понятно, что к местным общинам это не имело никакого отношения.

Начиная с 2002 года, мы неоднократно обращались к местным властям с просьбой о выделении земли под строительство синагоги, которая была бы постоянно открыта и не зависела бы от руководства нерелигиозной организации. В первые годы мы получали отказ и совет найти общий язык с владельцами здания на Поклонной Горе. После образования МОЕС в марте 2010 начался новый этап переписки по поводу выделения земельных участков под 3 синагоги в разных концах округа. Доводы союза о необходимости развития еврейской жизни в округе показались руководству города разумными. Были подобраны 3 земельных участка под 3 синагоги на 250-300 молящихся каждая, но за это время сменился мэр города, префект и вся система землеотвода, переписка заняла 3 года и к концу 2013 стало ясно что участки не прошли градостроительно-земельную комиссию и земли под синагоги не будет, при этом в округе общинами учтено порядка 7 тысяч галахических евреев при прогнозе примерно в 30 тысяч…

Существующее здание строилось как синагога-мемориал на цдаку, то есть имеет статус кадош, святого, отделенного, пожертвованного на Храм, и не может использоваться на будничные цели. Однако оформлено же оно было еще при строительстве как нежилое здание общего назначения, с 1999 года находящееся в собственности Благотворительного фонда «Российский еврейский конгресс». Поэтому в принципе руководство РЕК имеет право пускать или не пускать в свое помещение кого угодно, использовать помещение по своему разумению. Кстати, не только молельный зал, но и имеющийся там Музей холокоста тоже не имеет официального статуса.

По погибшим принято читать кадиш в день смерти, во время войны евреев убивали каждый день, и каждый день чей-то йорцайт, и кадиш нужно читать каждый день. Обязанность читать кадиш лежит на местной общине, и мы делали это и в самой синагоге на Поклонной Горе, и у стен ее после закрытия, и сейчас во временных синагогах поблизости. Общины предлагали взять в аренду относящиеся к зданию на Поклонной Горе помещения, но руководство РЕК не согласилось на это. При этом в Мемориальном комплексе на Поклонной Горе ежедневно идет служба в православной церкви, работает мечеть. Еврейский же Храм памяти стал чем-то вроде смеси музея и дома для торжественных приемов. К примеру, за пятнадцать лет существования здания в его молельном зале нами было проведено только две брит-милы (моих сыновей), больше нам просто не дали. Зато руководство РЕК с отзывчивостью предоставляет помещение для всякого рода нерелигиозных мероприятий – от разного рода чтений до корпоративных гулянок, последний пример, наделавший немало шума – юбилей ПИР-банка 20 января этого года с участием певца Томаса Андерса и угощением в музее.

Возникла некоторая коллизия, Парк Победы место само по себе мемориальное. Мемориальная Синагога есть часть общего мемориала памяти, что предполагает свободный доступ людей: зайти, постоять, подумать, поставить свечку, помолиться, если можешь, сказать кадиш. Только вот беда: Парк федеральный, а синагога частная; бюро РЕК, обладающее реальной властью в фонде, составляют весьма небедные товарищи. Как известно, сытый голодного не разумеет, здание работает по правилу: «солидный Господь для солидных Господ». С 2001 года после Гусинского сменилось пять президентов РЕК: Невзлин, Сатановский, Слуцкер, Кантор, и, наконец, Каннер, а воз и ныне там. Зато по субботам с 12-00 до 14-00 в святом месте проводятся собрания реформистов.

Начиная с 1 июня 2001 года до сего дня (за тем редким исключением, когда нам удается договориться об открытии синагоги на несколько часов – обычно утром 9 мая, 22 июня и иногда в еврейские праздники), человек приходит помянуть отца или деда, но ему говорят, что молельный зал не работает, но зато можно записаться на экскурсию в музей. В те же месяцы, когда в здании присутствовал раввин, там не было молитвы (кроме нанятого миньяна Анара Самойлова), т.к. не могли набрать даже необходимых десять человек.

* * *

Об авторе: Танхум Авраам (Тимофей Юльевич) Бусин – председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС).