"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
"Информпространство", № 188-2015Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2015 |
Мы живем в обратной перспективе –
всё, что к детству, ярче и острей.
В этой жизни многое красивей,
чем узнали мы из букварей.
Эка хитрость – лечь и не проснуться!
Нет, проснуться – и увидеть, как
с теплой сыроежки, словно с блюдца,
птица пьет, смакуя, натощак!
К двадцать первому веку кончилось вымирание
русских интеллигентов – осталось совсем немного
тех, кто помнит и знает, и если бы знать заранее,
кто-то бы, может, спасся, но вряд ли по воле Бога.
К двадцать первому веку приблизилось вымирание
старой цивилизации – осталось совсем немного
тех, кому это нужно, и если бы знать заранее,
наверно, в другую сторону пошла бы эта дорога.
Если бы знать заранее, если бы знать заранее,
я бы сачок свой детский бросил, сломав на части.
К двадцать первому веку началось вымирание
бабочек, то есть сердца, то есть души – отчасти.
В Новосибирске ставят Мариво –
страна местами даже ничего,
и в этой ничего себе стране
отыщется местечко и по мне.
В конце концов, культура – только пшик,
и жив еще камаринский мужик,
он вытопчет и тот надел, и тот,
глядишь – а сбоку снова прорастет.
Вот и растет: кривое, как-нибудь.
И вдруг сожмет, и вдруг заноет грудь,
когда сверкнет из ватной пустоты
осколок непонятной красоты.
Под говор горничных сереет за окном,
и улица вот-вот проспится и проснется.
Реклама гаснет, не угнавшись за огнем
на все столбы облокотившегося солнца.
Сосед включает телевизор под ура
косноязычных завсегдатаев экрана,
и одинокого курильщика с утра
гоняет по двору бессонная охрана.
Шлагбаум дергается в воздухе, грозя
любому въехавшему двинуть по макушке,
и в мире мелких опереточных нельзя
Нельзя большие за столом сдвигают кружки.
День начинается. Заезженный мотив
из ближнего кафе опять буравит темя.
И верит городок, что он, как прежде, жив,
покуда за стеной вовсю пирует «Время».
Мне девять лет. Построено метро.
Там, под землей, хрустальные колонны.
Ждут поезда. Вокруг от глаз пестро,
и ватники чисты и окрыленны.
Толпа готова перейти на крик,
а кто-то в давке охает и стонет.
Все счастливы, как будто в этот миг
в гробу хрустальном Сталина хоронят.
Что есть страна, в которой я живу?
Я век отвековал, а всё не верится,
что облачко витает наяву,
и тает, и сгущается, и перится.
Оно себе парит над полем ржи,
над этим островком, где жизнь рождается,
в недвижном море подлости и лжи,
в котором ничего не отражается.
На горьких камнях Урала или в Москве,
на отмелях Волги и в черной воде Оби
стране одиноко стало – она в тоске:
ну, где же ей взять внимания и любви?
Так долго работать лоном – сойдешь с ума,
и в чреве сплошные язвы, прости их Бог!
Захочешь родить, да всюду – зима, зима,
то выкидыш, то недоумок без рук, без ног.
А те, кто живые, всё мечутся там и тут,
а век вековать получается воем выть.
Кого не убьют в запарке – того пропьют.
Что делать с этим народом? Жалеть? Любить?
Пишущая машинка,
не умолкай, прошу!
Ты моя камышинка,
я сквозь тебя дышу.
Мир все темней, безлюдней,
тень у ворот ползет;
в омуте смутных будней
сладок твой кислород.
Здесь когда-то жили эти,
там когда-то жили те.
Мы теперь на белом свете
проживаем в пустоте.
Мы теперь, как птицы в нетях, –
вместо тех и вместо этих.
Хвойный запах, елочный, сосновый,
стал душком опилок и трухи.
В Петербурге мы сойдем с основы,
некогда вколоченной в стихи.
Наступают времена с оглядкой.
Жизнь прошла. Не изменился мир.
Прожитое выглядит закладкой
в книге, перечитанной до дыр.
И каша на воде, и хлеб крошишь руками,
и мучишься, когда заляпаны штаны…
О старость, о тебе не говорят стихами –
в особенности те, кто до сих пор юны.
Я слово позабыл… Второе… Третье… Все!
О чем ты говоришь? Не слышу ничего я.
Лишь память о себе, как белка в колесе,
по кругу мечется и не дает покоя.
Я разучился спать, не просыпаясь.
Чем глуше ночь, тем все яснее мне.
что звуки стерлись и слова распались,
а запахи остались лишь во сне.
И как бы ночь рассвет не оттеняла –
все меньше тишины и глубины,
пока скользит по глади одеяла,
как челн Харона, зыбкий свет луны.
Не успел родиться до блокады,
в лагерях не вел минутам счет –
не по праву мне, да и не надо
никаких таких особых льгот.
У меня давно свои заботы,
всё тесней, всё уже ближний круг,
и какие существуют льготы,
кроме этих губ и этих рук?
Я начинаю жизнь иную,
прощаюсь с прошлым навсегда
и не ревную, а рифмую –
и в этом вся моя беда.
Но, плоть живую подарив нам,
твердит природа по слогам,
что нужно припадать не к рифмам,
а к икрам, бедрам и губам.
Шумный борей не сошелся с певучим эолом.
Как ни спеши и о чем впопыхах ни пиши,
грустное счастье мое разминулось с веселым –
так и живут в параллельных пространствах души.
Детство стареет, а старость без детства тоскует,
утро склоняется к ночи, а лето – к зиме.
Поздняя осень. Грачи. Опоздавший тостует,
перебирая привычные фразы в уме.
Я не хочу оглядываться – нет
тех мелочей, что создавали речь
из тьмы обмолвок, приносивших свет
внезапных узнаваний, жадных встреч.
Нет мелочей – особенно простых,
роившихся с изнанки ремесла:
копирка, окрыляющая стих,
на синих крыльях тайну унесла.
Замазка, лента – все уже не в счет,
все отыграли призрачную роль:
и серенький почтовый перевод,
и в десяти одежках бандероль,
и штемпель, осененный сургучом,
и никому не скажет ни о чем
тень Эвридики за моим плечом,
тень Эвридики за моим плечом…
Об авторе: Михаил Давидович Яснов – поэт, переводчик и детский писатель.