"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

"Информпространство", № 186-2014


Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2014

 

 
В этом здании располагался Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО)   Надежда Ламанова. Портрет работы Валентина Серова. 1911 год

Ольга Потемкина



Отечественной моде 70 лет

Красиво одеваться на Руси любили всегда. Одежда занимала важное место в общественном этикете. Яркие краски тканей, вышивка, жемчуг и драгоценные камни, меха создавали весьма достойные образцы одежды старорусского стиля. В 1620 году упоминается первый в Москве магазин готового платья – Кафтанный ряд в Китай-городе. Эпоха Петра Великого породила у русских женщин настоящий модный бум, заложив фундамент европейского стиля в русскую моду. Первые модные ателье появились на Кузнецком Мосту, когда в Москву по указу большой модницы Елизаветы Петровны в 1763 году было позволено жить и работать французам. Во время войны 1812 года запретили вывески на французском языке. «А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы, губители карманов и сердец», – так восклицал Фамусов в «Горе от ума», возмущаясь модной торговлей. 70 лет назад, в 1944 году, на Кузнецком мосту открылся Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО). Так «Кузнецкий мост» стал лицом отечественной моды, ее заповедным островком

Создание Общесоюзного дома моделей (ОДМО)

Исторические традиции Кузнецкого моста сохранились и при советской власти. Знаменитый дом моды притягивал женщин показами моделей и особенно продажей готовых выкроек. Его верхний зал украсили 50 деревянных фигур, представлявших историю костюма со времен древнейших цивилизаций. Напротив был открыт магазин элегантной женской одежды «Светлана».

Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту пользовался большой известностью. У его истоков стояла великая и блистательно одаренная Надежда Ламанова. Без размаха ее таланта, смелости, способности к инновациям, сильной интуиции создание головной организации в сфере моды не было бы возможным. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. Она сумела обобщить исторический путь развития моды в России, соединить его в единое целое с творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных и современных известных Домов высокой моды и pret-a-portee. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности. Надежда Ламанова имела общественное признание, являясь «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества». В 1925 году совместно со скульптором Верой Мухиной Н. Ламанова была удостоена Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже.

Создание ОДМО происходило в 1944 году, еще во время войны. Тогда правительство СССР приняло решение создать ОДМО – Общесоюзный дом моделей в Москве. 1944 год!

Идет война, но дыхание победы уже чувствовалось во всем. А победители должны выглядеть достойно. Мир потребует достойного образа страны – победительницы.

К сожалению, Надежда Ламанова до открытия ОДМО не дожила. Ее не стало в 1941 году. Ей было 79 лет. Но в память о ней с 1994 года Московский дом моды Вячеслава Зайцева проводит конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс является одним из самых престижных в России и проводится среди профессиональных модельеров. Лауреаты конкурса в настоящее время –

это в основном известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. Выпускницы Института моды, дизайна и технологий Галина Комиссарова и Юлия Хрусталева стали лауреатами конкурса.

Конкурс имени Надежды Ламановой – русской художницы –является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о таланте, которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.

Кумиры отечественной моды

С самого начала жизни ОДМО началась активная работа по созданию отечественных модных коллекций. Появились на Кузнецком мосту и яркие модельеры: Вера Аралова, Татьяна Осмеркина, Галина Гагарина, Александр Игманд, Тамара Мокеева, Ирина Крутикова, Света Кочарава, и еще три Лены – Иванова, Стерлигова и Телегина. Это лучшие художники-модельеры, уникальные специалисты, работы которых высоко оценены не только в нашей стране, но и за рубежом. Их идеи были подхвачены и развиваются по сей день. И, вместе с тем, они обладали необычайной скромностью. Стилем ОДМО было разнообразие тенденций, творческих поисков и почерков разных мастеров, но самое главное – высокий уровень представленных работ.

Вячеслав Зайцев, которому рукоплескали Милан, Нью-Йорк, Токио, Париж, стал звездой мировой моды. Его называли «красным Диором». Более 10 лет он работал главным художественным руководителем ОДМО. Простых вещей не делал, только от-кутюр. Вячеслав Зайцев – очень яркий художник, связующее звено между Богом и остальными грешными. Работы Зайцева всегда поражали неожиданными решениями. Они, как грозовые разряды, имели акустический эффект – существенно подпитывали творчество других модельеров.

Приход в Дом моделей Славы Зайцева, его кипучая деятельность дизайнера костюма и активные выступления в СМИ изменили отношение общества к профессии художника по костюмам. Она стала востребованной, заметной и почитаемой.

Одеть общественную элиту

Регулярный выход журнала мод, сезонные демонстрации элегантной одежды, приезды зарубежных модельеров создали потребность в обществе в красивой одежде. Министр культуры Екатерина Фурцева, советский эталон элегантности, постоянно шила себе одежду в Общесоюзном Доме моделей.

У В. Зайцева одевались Галина Уланова, Марина Ладынина, Клавдия Шульженко, Людмила Гурченко, Любовь Орлова, Надежда Пахмутова и многие другие известные люди нашей страны. «С ними было легко, замечательно, – говорит В.М. Зайцев. Я и сегодня с удовольствием работаю с Верой Васильевой и помогаю Владимиру Зельдину обрести радость бытия через искусство одежды. В этом смысле я счастливый человек», – говорит сам мастер.

Л. Брежнев одевался у Александра Игманда. На примерках Леонид Ильич читал ему стихи Есенина. Или говорил: Зигмунд, покури! Самому нельзя было курить, а хотелось. У Тамары Макеевой одевалась Раиса Горбачева. Стихи не читала. Говорила: «Все должно быть идеально!»

Галина Гагарина начинала свой творческий путь в Общесоюзном доме моделей одежды. В том самом доме моделей, где некогда работали небожители; неземные манекенщицы, загадочные художники-модельеры и витринные супер-леди в сказочных нарядах и с потусторонней улыбкой на застывших устах. С тех пор минуло немало лет, но Галина Николаевна до сих пор верна лучшим традициям российского моделирования. Источником ее вдохновения является бессмертная классика с ее естественностью форм, лаконичностью силуэта и выверенными пропорциями. Именно Галина Гагарина была главным художником ОДМО в течение 28-и лет!

Галину Гагарину считали серебряной женщиной: она носила серебристые платья, при ходьбе извивалась серебряной змейкой, и ее голос журчал, как серебряный ручей. «Мы, модельеры, делаем женщин красивыми, – говорила Г. Гагарина с серебряными перекатами в голосе. – Я из любой уродины могу сделать женщину с притягательной силой. Могу скрыть изъяны фигуры и выявить достоинства…»

Мастер мужского костюма номер один, законодатель советской мужской моды – так называли Александра Игманда коллеги и друзья. Вся творческая жизнь прошла на Кузнецком мосту. И поскольку Дом моделей разрабатывал мужскую одежду для всех без исключения фабрик СССР, можно сказать, что у А. Игманда одевались все советские мужчины второй половины XX века. А среди «непростых» клиентов модельера были многие известные актеры и режиссеры отечественного театра и кино: Андрей Тарковский, Михаил Ульянов, Юрий Любимов, Василий Ливанов, Вениамин Смехов, Александр Збруев, Александр Абдулов. Но основным его «подопечным» был Брежнев. В ноябре 1982 года он умер, не успев получить из рук Игманда свой последний костюм.

Во времена своего премьерства почему-то не забрал заказанного Александру Игманду костюма Владимир Путин. Возможно, был очень занят.

Артисты театра и кино, музыканты, балерины, преподаватели, врачи и администраторы заполняли залы демонстрационных залов. Нарядное платье для Каннского фестиваля киноактрисе Кларе Лучко было сшито в ОДМО. На него ушло 15 метров органзы, что было обычным явлением для пышных платьев той поры.

Дамы выходят на подиум

Заполнились залы Дома моделей на Кузнецком мосту и в ГУМЕ. И все, как завороженные, смотрели на подиум, на красивейших женщин, которыми невозможно было не восхищаться. Они появились в СССР, словно тропические бабочки, среди военных гимнастерок цвета хаки, разрухи и голода – первые манекенщицы «Кузнецкого Моста».

По фигуре манекенщицы Валентины Яшиной шили наряды для тезки – космонавтки Терешковой. Валентина Яшина была одной из самых знаменитых советских красавиц 50-60-х годов. Ее успех феноменален для манекенщицы. В столичном Доме моделей она проработала без малого полвека и выходила на подиум даже в возрасте 65 лет! Белокурая богиня, советская Грета Гарбо, лицо эпохи – так Яшину окрестили в зарубежной прессе. Актриса Оксана Фандера тоже начинала свою карьеру с подиума. Она изумительно демонстрировала молодежные коллекции.

Зрители прекрасно понимали, что большинство изделий – уникальны. Такими же штучными экземплярами казались и примы подиума Августина Шадова и Мила Романовская. Лилиана Баскакова –

русская Клеопатра с невероятными голубыми глазами была приглашена в Голливуд – она отказалась, все-таки член КПСС.

Но самой прекрасной признавали Регину Збарскую.

Татьяна Михалкова, работавшая манекенщицей, стала супругой кинорежиссера Никиты Михалкова. На одном из выездов в Дом кино они познакомилась, и Татьяну на Кузнецком уже не видели. Только в 1997 году она громко заявила о себе, создав Благотворительный фонд «Русский силуэт», который стал знаковым явлением в мире моды и российской культуры. Этот смелый и уверенный выход из-за кулис на высокий подиум ознаменовал новый этап жизни этой удивительной женщины, яркой и деловой, заботливой и тактичной.

«Боттичеллиевская девушка», — так звал ее Зайцев — отражалась в многочисленных зеркалах. Звучит торжественная музыка. В зале, где стоят красные бархатные кресла, зрителям не протолкнуться. Три показа в день. Иногда — закрытые. Для членов ЦК, бомонда, иностранцев. Но обычно — открытые, для всех желающих. О показах на Кузнецком мосту и в ГУМе в 1957 году пишет американский обозреватель Джон Гюнтер в своей книге «Россия сегодня»: «Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит 5 рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод».

«Коммуналка» Дома моделей

Общесоюзный Дом моделей в советское время представлял собой «коммуналку». Все коллекции выходили под маркой: «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Имен мастеров не знали. Когда «железный занавес» чуть-чуть приоткрылся, и наши модельеры смогли показывать свои коллекции за рубежом. Триумфально прошлись по Европе знаменитые женские сапожки, созданные Верой Араловой специально для показа в Париже в комплекте с беличьей шубкой. После этого показа сапожки стали выпускать все обувные фирмы Европы, но никто не упоминал об авторстве Араловой.

В 1968 году модный мир узнал Татьяну Осмеркину, автора нашумевшего в модном мире платья «Россия». Тогда же громко зазвучало имя Вячеслава Зайцева. В то время ни Осмеркина, ни Зайцев не имели возможности даже выйти на аплодисменты, и их не выпускали из СССР. Им даже не рассказывали об успехах их коллекций. Зайцеву не сказали, что американцы, потрясенные одеждой, которую он сшил из тканей фирмы «Селаниз», предлагали ему открыть сеть магазинов в США под его именем. В 1974 году Славу Зайцева включили в галерею лучших модельеров мира последнего столетия, но увидеть мир за границами СССР он смог только в 1988-м!

Дом моделей создавал две коллекции в год. И каждую в двух вариантах. Первый служил образцом для промышленности, поскольку Дом моделей изначально создавался специально для помощи швейникам и был методическим центром всех домов моды в СССР. Западные журналы мод до СССР не доходили. Передач о моде по ТВ практически не было. Вещи из коллекций модельеров должны были соответствовать возможностям швейных фабрик. Проблем было много. Сделают, скажем, хороший пиджак, а швейники: «Таких пуговиц у нас нет, поменяйте, а такую планку мы не сошьем, упростите, а с подкладкой получится дорого, уберите», и так чуть не по каждой детали. Потом покупатели смотрели на готовое изделие и качали головами: «Что ж это за такие модельеры у нас!». Второй вариант каждой коллекции предназначался для показов за рубежом. От него требовали обязательного национального колорита какой-нибудь из республик СССР.

Завершение истории

Более полувека Общесоюзный дом моделей одежды «Кузнецкий Мост» работал как партнер в секторе моды с ведущими промышленными предприятиями страны, завоевав уважение и накопив колоссальный опыт, на который специалисты опираются и по сей день. Используя огромную конструкторско-технологическую базу Дома моделей, решалась основная задача – разработка технической документации, обеспечивающей высококачественную посадку изделий.

Но эти яркие страницы истории были перевернуты, когда рухнул Советский Союз, и начали погибать Дома моды. ОДМО пытались защитить, но отстоять не смогли. Разрушена снабженческая база, растащили экспериментальный цех, в котором за смену делали 500 пар модельной обуви. Были выброшены на улицу великолепные специалисты, разбиравшихся в тончайших нюансах легкой промышленности, влюбленных в свою профессию. Нет знаменитой и богатейшей библиотеки.

Дом моделей на Кузнецком Мосту в течение 80-и лет был эталоном вкуса и качества, выпускал коллекции одежды для 300 швейных фабрик СССР, а также проводил методическую и учебную работу. ...В январе 2003 года Дом моделей на Кузнецком закрыли. Архивы частично утеряны, здание продано. Пришло время воспоминаний и ностальгии.

И все же историческое строение при акционировании Дома моделей досталось ОАО «Дом моделей «Кузнецкий Мост». Дом моделей «Кузнецкий мост» два раза в год создает коллекции моделей по направлению моды в одежде, проводит симпозиумы по вопросам моды, конструированию, технологии и маркетингу, выпускает методическую литературу, служащую ориентиром в мире моды производителям одежды. Возможно, что Кузнецкий мост возродит лучшие традиции отечественной моды. Хотелось бы верить!

В Москве с успехом проходят недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia и Volvo-Неделя Моды, в рамках которых свои коллекции сезона представляют более 70-ти дизайнеров. Тенденции моды на московском подиуме предлагают не только российские дизайнеры, но и модельерами из Испании, Италии, Великобритании и других стран. Мода предлагает быть яркими, но при этом лаконичными и открытыми новому опыту.

В этом году Неделя моды в Москве отмечает 20-летний юбилей. Александр Достман, бессменный организатор Недели высокой моды в Москве, сообщил, что основные события будут перенесены на осень, потому что именно осенью 1994 года была первая Неделя высокой моды в Москве. Так она тогда называлась. Нам удалось тогда, 20 лет назад, привезти сюда, если мне не изменяет память, 10 французских Домов моды haute couture. И тогда участвовал один российский модельер –Валентин Юдашкин. И так началась Неделя моды.

Современная география российской моды велика и разнообразна: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Воронеж… В каждом городе работают люди, создающие модную одежду. И не случайно знаменитый мастер моды Карл Лагерфельд считает, что женщины России – самые красивые.

* * *

Об авторе: Ольга Федоровна Потемкина – искусствовед, культуролог.