ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 

Форум Константина в Царьграде, IV век.
Реконструкция

Сергей Власов



Четвертый Рим. Что это?

В уютном дворике редакции «Нашего наследия» был заложен первый символический камень — «Четвертого Рима»... «Византия — не просто географическое понятие, — поясняет автор проекта, писатель Сергей Власов. — Византизм — исторический принцип, на основе которого веками складывалась жизнь значительной части человечества. Но, к сожалению, сегодня народ России оторван от серьезных знаний о Византии…» Этому событию предшествовало подписание Декларации о намерениях создать Византийский Центр Константина Великого в Москве (ВЦКВ). В числе подписавших — режиссер Юрий Любимов, модельер Слава Зайцев, космонавт Алексей Леонов, посол Доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян, помощник руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Аяцков, главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов и другие.

Игумен Филофей заблуждался, когда к сформулированной им в начале XVI века теории «Москва — Третий Рим» добавил приговор — «четвертого не быти». Он не мог предвидеть, какой тяжкой может быть жизнь в «Риме Третьем». Взять хотя бы автомобильные пробки, это же полный коллапс. Необходимо крутое решение, кардинальное. Такое, например, как Канберра вместо Сиднея или Бонн вместо Берлина…

Сергей Власов (слева) и летчик-космонавт Алексей Леонов на презентации проекта

Ну а пока наш Кремль (или теперь «Белый дом»?) не решился на столь смелый шаг, как перенос столицы в Коломну или Рязань или в чисто поле, нам-то как жить, горемычным, «мелким и всяческим»? Нет, так жить я не хочу и не могу. Отсюда и посыл — слинять. Как в анекдоте: стырим миллион, накупим фанеры, соорудим аэроплан и — улетим в Париж.

Но я и в Париж не хочу. Я патриот. Моя идея другая — создать «светский монастырь», некий оазис, свободный от современного безумия постсоветского мегаполиса, «Третьего Рима». Устав, конституция этого «светского монастыря» уже написана, но это было самое простое.

Наш проект я называю Византийский Центр Константина Великого. А в разговорах с друзьями проще — Четвертый Рим. И 29 мая 2008 года, в день 555-летия крушения нашей духовной праматери, мы торжественно заложили его первый символический камень — у подножия памятника Пушкину. Этот бронзовый Пушкин установлен в 1999 году в Хамовниках по инициативе редакции журнала «Наше наследие». И весьма символично, что закладка первого камня нашей мечты происходит рядом с тенью первого русского гения.

Центр мы намерены построить непременно на реке. Как Рим — на Тибре, Константинополь — на Босфоре… Но сначала мы соорудим его в сети, в интернете. Причем, усилиями наиболее толковых людей Европы — от Урала до Гибралтара.

Да, это утопия XXI века. Но заметьте, Европа сегодня стала намного умнее, — Америка и ковбои с пепси-колой давно обрыдли думающим европейцам. Они ищут выход из угрюмого тупика, куда их загнали политики, которые сами, кстати, в тупике — загнанные туда американским нахрапом. Европа с надеждой взирает на Восток. Поэтому идея виртуального Четвертого Рима и в Европе может быть воспринята как общий Ковчег Спасения.

Есть у меня и единомышленники. Но после наших разговоров… я чую исходящие вибрации опаски: а что, мол, скажет «княгиня Марья Алексеевна» обо всей этой «жеребятине»? И бороться с этой неизбывной психологией русского раба труднее всего.

А ведь идея и в самом деле достаточно безумна (по мысли Нильса Бора), чтобы ей заняться всерьез и отдаться ей с потрохами. Позарез нужны люди, «психи», «сумасшедшие», чтобы бы загорелись этой идеей и готовы были посвятить ей всю жизнь. Ибо на реализацию этой мечты потребуется лет двести, как сказал космонавт Алексей Леонов, подписывая вместе с другими кавалерами нашего Ордена текст декларации о намерении создать Византийский Центр в Москве.

Закладка символического первого камня Византийского Центра Константина Великого

Каким же содержанием нужно наполнить Центр Константина? Каковы его реальные программы, задачи, цели, методы, стиль, идеология?

Сейчас самое важное (остальное приложится) — довести до ума новую науку аркологию, которую я пытаюсь создать вот уже лет десять.

Главная задача аркологии — разработать технологию сохранения и приумножения духовной энергии народа, нации. Сначала, полагаю, ее законы будут применимы к духовной энергии русского народа. А потом, глядишь, и кому-то еще эта наука пригодится. Но для развития аркологии нужны очень хитрые приборы. Уровень нано-технологий, то есть минус 9-й степени, тут уже не годится. Здесь нужен прорыв на другой уровень — уровень пико-технологии, то есть степень минус 12-я.

Иначе великая русская душа не загорится. И тогда никакие нацпроекты не вывезут из этой прорехи наш Ковчег, точнее, нашу «телегу с квадратными колесами».

Могут спросить, — при чем здесь Византия?

А при том, что в ее трагической истории рассыпаны подлинные сокровища — подсказки для наших правителей, как им зажигать общенациональную энергию ради спасения нации в самые критические моменты. Такой эпохальный момент своей истории сейчас переживает Россия. Но — увы, русская трагедия начала XXI века в том, что душа народа — не горит. Остыла и не горит. А ведь еще недавно горела. И пусть нас тогда обманывали, пусть мы жили и верили в утопию, рожденную итальянским монахом-доминиканцем Кампанеллой, но — у народа, у нации был азарт, кураж, полет духа.

Помните, в гениальном фильме Тарковского «Андрей Рублёв» мужик сигает с колокольни и — летит на соломенных крыльях. Наземь… В этом «случайном» фрагменте — вся суть русской души-мечтательницы. И — слепок всей великой советской истории — нашей попытки осчастливить и себя, и весь род людской.

Росс, россич всегда стремился к невозможному. Ему простого «европейского» или «американского» счастья (что одно и то же, по сути) — мало. Он с тоски сдохнет, сопьется, но только никогда русская душа не будет сыта обыденным, земным делом. Нет, вы ей грандиозную мечту подайте! Боюсь, что наши лидеры об этом еще не подумали.

Какие же подсказки может дать сегодня Византия нашим двум «императорам-соправителям»? Немало. Один лишь пример, я сейчас как раз дописываю книгу о Михаиле VIII Палеологе. Так вот, был роковой момент в его судьбе, и в судьбе Империи. Тогда, в конце XIII века, казалось, что только уния с Ватиканом и может спасти ромеев. И Михаил совершил подвиг — поехал на поклон в Рим и унизился до унии. А когда он вернулся на Босфор, то его встретил разъяренный народ, не пожелавший смириться с таким унижением. Бунт, революция? Да, еще бы чуть-чуть и все, — гражданская война, катастрофа.

Что же придумал Михаил? Он вышел на площадь перед Святой Софией, собрал народ и встал перед ним — на колени. И стал просить прощение у «черни», у «плебса», у «толпы». И тогда народ, со слезами умиления тихо и мирно разошелся по домам.

Самое главное, что требуется для возгорания общероссийского вдохновения — это покаяние Кремля перед русским народом за все мерзости ХХ века. За все унижения. В том числе, и за все бесконечное хамство ельцынского режима. Без этого покаяния не поднять народ на тот Подвиг, который сегодня, в переломный момент нашей великой истории, от него требуется. Не поднять.

Наша история началась не на берегах Невы или Москвы-реки. Она началась на Босфоре. Туда нам и надо вернуться — духовно, конечно, идейно. Ни минуты не сомневаюсь, что успех Русского Дела в XXI веке впрямую зависит от того, сумеем ли мы вернуться к себе, к своим корням, своей сути. А они идут от Византии.

Чтобы вернуться к себе, нам и нужен Центр Константина Великого. Но я его называю — «Четвертый Рим».