"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

"Информпространство", № 190-2015


Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2015

 


Анатолий Кочанов



Автоматизированные парковки в современных мегаполисах

Темпы автомобилизации устойчиво растут во всем мире, и развитие автоматизированных парковочных систем (АПС) — одна из острых и масштабных проблем большого мегаполиса.

Разные страны — разные рынки — разные подходы

Во всем мире во время споров об оптимальном решении парковочного пространства на перспективном строительном проекте один факт всегда остается бесспорным: подход к проектированию и размещению парковочной системы в большой степени зависит от местных условий и культуры.

Ключевой вопрос: что вы хотите получить за счет применения автоматизированной парковочной системы? В частности, что является основным мотивом? Этот вопрос напрямую связан с другим — для каких автомобилей и каких пользователей вы строите будущую парковку?

Вы хотите создать парковочное пространство, разместив максимальное количество автомобилей на минимальной площади, как в большинстве азиатских стран — Японии, Тайване или Ю. Корее? Здесь вы найдете в основном циркуляционные системы башенного типа или многоярусные распределенные системы.

Или вы преследуете идею высокотехнологичного паркинга для ограниченного круга пользователей, придающего особую статусность, не зависящего от ограничений по площади — как некоторые проекты в Эмиратах? Роскошный дизайн и высокие технологии — приоритетные компоненты при планировании в этом случае.

Это примеры крайних подходов. Однако именно благодаря указанным параметрам рынок автоматизированных парковочных систем разделяется на соответствующие сегменты, которые также различаются по качеству и цене. Например, Италия имеет давние традиции применения автоматизированных парковочных систем, в то время как в Германии такие парковки строятся только в высококлассных районах при условии, что на проектируемом месте не может быть размещена стандартная плоскостная парковка.

Вопрос создания дополнительных парковочных мест в городской среде будет оставаться на повестке дня. В большинстве городов, в особенности, в городах с развитой исторической застройкой (Рим, Стамбул и др.), вопрос организации парковочных мест очень остро встал в последние годы. Он будет оставаться острым из-за постоянно растущих темпов автомобилизации. В этом случае применение автоматизированных парковочных систем — оптимальное решение.

Темпы автомобилизации устойчиво растут во всем мире и, в частности, в Европе, где основная доля по причине экономического роста приходится на такие страны, как Польша или Турция. В этих странах увеличение необходимого числа парковочных мест является базовой необходимостью для удовлетворения растущего спроса внутри больших метрополий (например, Стамбул). Доступность парковочных мест — часть общей концепции парковочного пространства. Решение этой проблемы — это решение проблемы автомобильного движения, которое не должно препятствовать дальнейшему развитию города.

В других городах, например, немецких, этот вопрос, скорее, ставится в результате автомобильного насыщения и решает задачи интеграции и доступности городской инфраструктуры. В данной ситуации высокое качество организации и парковочного пространства играет важнейшую роль.

Нормы и стандарты

Именно благодаря различиям в организации парковочного пространства большое значение приобретают специфические особенности земельного участка, предназначенного для установки АПС, международные и локальные нормы и правила.

В частности, в Германии существуют нормативно-правовые акты, регламентирующие вопрос применения автоматизированных парковочных систем: специальные рекомендации для зданий с автомобильными паркингами дают представление о минимально необходимых требованиях, предъявляемых к проектированию размещения АПС и установке. Эти документы позволяют проектным организациям, Заказчикам и производителям получить ценные рекомендации и ориентиры в вопросах применения АПС.

Проектирование и эффективность работы АПС

Автоматизированные парковочные системы известны уже достаточно давно; однако данная технология требует квалифицированных знаний и опыта, чтобы весь процесс, от проектирования до дальнейшей эксплуатации, позволил бы максимально эффективно реализовать заложенный потенциал. Это особое требование вытекает из комплексного характера работы автоматизированной парковочной системы, сложность определения которой находится на стыке межотраслевых знаний. Таким образом, при проектировании автоматизированной парковочной системы безусловным требованием становится комплексный подход (организация движения, архитектура, конструктивные расчеты, строительство и эксплуатация).

Для парковочных систем с количеством автомобилей 1000 и более обязательно рекомендовано применение АПС многоуровневого типа с независимыми лифтами и платформами. В такой системе наиболее предпочтительный вариант компоновки — разделение всей системы на блоки емкостью от 40 до 80 парковочных мест для достижения максимальной эффективности работы парковки.

В любом случае выбор того или иного типа парковочной системы для проекта основан на исследовании особенностей организации движения, места установки и т.п., откуда вытекают конкретные требования.

Эффективное использование пространства под установку АПС будет также зависеть от размеров автомобилей. Габариты автомобиля, его вес могут иметь различные показатели. Ниже представлена таблица для сравнения.

 

МодельКатегорияДлинаШиринаВысотаКолесная база
Cadillac Escalade SUVSUV5.662.011.923.30
Toyota iQ 2010Сити-кар2.981.681.502.00

 

Эффективное использование пространства — неоспоримое преимущество АПС. Это достигается за счет отсутствия дополнительных проездов и рамп. Но важно заранее определить типы автомобилей, которые будут находиться на парковке: это необходимый элемент для достижения максимальной эффективности использования пространства, также влияющий на стоимость и эффективность работы системы в целом.

Работа парковки

Необходимо отметить, что зачастую заказчики не учитывают фактор необходимости организации эффективной эксплуатации системы, имеющий непосредственное влияние на долговременную и эффективную работу парковочной системы, что, в свою очередь, может привести к значительным расходам в будущем. Эти расходы могут составить весьма существенную часть в общих затратах на парковочную систему. После 10-летнего срока эксплуатации, по данным Немецкой федерации инженеров, требуется капитальная модернизация системы, что может составить от 10 до 30% ее стоимости, поскольку требуется модернизация не только механических частей, но и системы управления. Программное обеспечение, поддерживающее безаварийную работу системы, должно быть отказоустойчивым и иметь удобный пользовательский интерфейс.

Заключение

Стремительное развитие автоматики, технологий хранения и строительства предопределяют все новые и новые возможности применения автоматизированных парковочных систем. В ряде случаев необходимы инновационные решения, в иных — стандартные. В любом случае, приняв к сведению необходимую информацию по автоматизированным парковочным системам, вы обретете возможность получить лучшее от этой технологии: эффективное использование пространства, энергоэффективность, удобство использования и даже снижение затрат.

Но важно помнить:

1. Каждый производитель имеет собственные технические решения, дизайн и стандарты качества.

2. Окончательные показатели работы одних и тех же систем проверяются и сравниваются на начальном этапе.

3. Автоматизированная парковочная система — это не только конвейерные механизмы. Пользователь парковки должен уметь ею пользоваться, а сама система должна быть безопасной и отказоустойчивой.

4. Окончательный результат инвестиций и стоимость эксплуатации определяются только после достаточно длительного срока работы системы и должны включать не только первоначальные капитальные затраты, но и стоимость обслуживания запасных частей и модернизации программного обеспечения.

5. Залог долгой беспроблемной работы системы — сервисный контракт на круглосуточное обслуживание и расширенную гарантию.

6. Участие независимых консультантов на первоначальном этапе проектирования параметров и характеристик работы АПС позволит вам сократить затраты на проектирование на последующих этапах.

* * *

Об авторе: Анатолий Авсеевич Кочанов — аналитик и публицист.